Другая Святая Земля. Иорданские заметки. Джераш
Иордания туристическая. Джераш
Кто-то из нашей группы после посещения Джераша обронил:
— А ведь это место будет покруче Петры.
С этим утверждением можно соглашаться или нет, но впечатление Джераш производит колоссальное. По сути это целый город-памятник. При этом — исследованный и открытый археологами хорошо если наполовину. В буквальном смысле: из всех построек, которые были возведены римлянами в Герасе (так назвался этот провинциальный городок Римской империи две тысячи лет назад), а потом оказались погребены в результате землетрясения в VIII веке, большая часть по-прежнему остаются под землёй.
Это видно невооружённым глазом: вот улица с колоннадой уходит просто в склон холма, и что там, под этим холмом — никто пока не знает. А на склонах расположились дома местных жителей. Кстати, наших бывших соотечественников: сюда после Русско-турецкой войны 1877-1878 годов переселились черкесы.
ЮНЕСКО в своё время предложило программу по отселению местных жителей для продолжения раскопок. Но ничего не вышло: никто не захотел расставаться со своими родовыми домами. А практики «условно-добровольного» переселения под предлогом каких-то государственных нужд тут не знают. Так и дразнит Джераш археологов всего мира своими холмами-сокровищницами.
— А есть у вас «чёрные археологи»? — спрашиваю я нашего гида.
— Не, нету, — отвечает Самер. — У нас невозможно приобрести этот прибор, с помощью которого ищут в земле… Ну, как его…
— Металлоискатель, — подсказываю я, а сам думаю: зачем он нужен здесь? Тут же и искать место не надо; бери лопату и копай себе. Правда, потрудиться придётся изрядно: здесь, как и почти везде в Иордании, очень каменистая почва, почти чистый гравий. И как тут что-то растет?
Тем не менее, по сравнению с южными и восточными районами страны, где властвует пустыня, здесь природа несравненно разнообразнее и привычнее глазу европейца. Склоны гор поросли лесами, довольно часто встречаются небольшие реки. Одну из них, по дороге из Аммана в Джераш, наш гид называет рекой Иакова:
— Это то самое место, где Иаков боролся с ангелом, помните?
Наш автобус пролетает по мосту, под которым течёт библейская река.
У развалин одного из храмов Джераша нам встречается довольно шумная толпа. Так и есть: российские туристы, приехали из Израиля на однодневную экскурсию. Наш Самер и израильский гид весело приветствуют друг друга; они знакомы, постоянно встречаются на перекрёстках туристических маршрутов. «Израильтяне» нас угощают бутылочками с питьевой водой.
Ипподром. У входа слоняются несколько арабов. Вывеска рекламирует костюмированные театральные представления, которые устраивают здесь для развлечения туристов: «Римское военное искусство и гонки на колесницах». От ипподрома, а точнее, от арки императора Адриана (он тут перезимовал в 130 г. н. э.) начинается главная улица, вымощенная камнями. Становится понятно, что проблемы дорожного строительства вечны: на каменной мостовой выбита довольно заметная колея. Сколько повозок и колесниц проехало по этим улицам?
Иордания туристическая здесь (как, впрочем, и во многих других местах) пересекается с христианской: тут сохранилось несколько христианских памятников — развалины византийских церквей с непременными мозаичными полами. Но основное наследие — это, конечно, римские и греческие дохристианские храмы.
Храм Артемиды, храмы Зевса и Диониса — от всех этих построек уцелели почти исключительно колонны. Но их тут десятки, даже сотни: колонны, колонны, капители, целый лес колонн. Белёсый молчаливый лес, по которому медленно прогуливаются немногочисленные туристы.
Здесь, на севере страны, не так жарко, как на Мёртвом море или в пустыне, но через пару часов, что мы ходим по развалинам Джераша, хочется найти тень. Её предусмотрительно предлагает большой сувенирный рынок неподалёку от входа.
— Харашо, харашо! — местные торговцы демонстрируют знание русского и самой искренней расположенности, но ассортимент их лавок разочаровывает: найти что-то по-настоящему интересное не так-то просто, повсюду торгуют примерно одним и тем же сувенирным ширпотребом довольно низкого качества.
На стоянке — автобусы, большие и маленькие. Наш водитель Мухаммед уютно устроился в открытом багажном отсеке стоящего по соседству огромного туристического «мерседеса» и мирно беседует с коллегой. Скоро сюда вернётся шумная российская группа, и автобус отправится в сторону израильской границы.
Для туриста главная опасность в Джераше — «объесться» красотой. По-хорошему, этому месту нужно посвятить несколько дней неторопливых прогулок – тогда, наверное, молчаливые развалины и побелевшие от вечного солнца колонны расскажут вам что-то особенное.
0 комментариев