— Вообще, конечно, это всё очень недостоверно, — знакомый священник скептически смотрит на вершину холма, на которой виднеются древние развалины.
— Что недостоверно? — спрашиваю.
— Да вся эта история про замок Ирода.
Иордания христианская. Мукавир
Мы стоим на смотровой площадке, откуда разворачивается «открыточная» панорама горной гряды у южной оконечности Мёртвого моря. Кажется, просматривается даже кусочек воды между склонами гор, но судить об этом наверняка трудно: палящее марево превращает здешний воздух в полупрозрачную вату, и рассмотреть что-то на большом расстоянии практически невозможно.
Может быть, действительно, иорданский туристический бизнес «раскручивает» новый паломнический маршрут на пустом месте — кому это интересно, пусть разбирается сам. В любом случае, место, где мы оказались, производит впечатление.
Прямо перед нами — геометрически правильная гора с плоской, будто срезанной, вершиной. Мы рассматриваем её «профиль». Он похож на запись кардиограммы: неровная линия древних руин прерывается двумя всплесками — это две одинокие колонны стоят недалеко друг от друга. Любопытно: в сети можно найти фотографии прошлых лет, на которых видно, что колонн было больше, почти десяток. Разрушились? Разобраны?
Мукавир, развалины крепости Махерос (или Махерон). По преданию, здесь располагался летний замок царя Ирода Антипы, одного из сыновей Ирода Великого, где провёл последние дни своей жизни пророк Иоанн Предтеча. По мере того как наш автобус поднимается по серпантину вверх, от берега Мёртвого моря в горы, становится понятно, почему Ирод выбрал это место для своей летней резиденции: здесь не так жарко, как внизу. Хотя «не так жарко» — это очень условно: солнце палит нещадно, и только ветерок немного спасает от духоты; просто внизу ещё хуже. Да и с точки зрения фортификации всё оправданно: крутые склоны горы делают крепость на её вершине практически неприступной.
Наверх ведёт дорога, опоясывающая гору неполной спиралью. Самое пекло, часа два пополудни. Теней практически нет, солнце висит прямо над головой. Подниматься на гору решаются не все; энтузиасты отправляются на штурм, кто поосторожнее — остаётся отдыхать под навесом на смотровой площадке.
Дорога вымощена известняком. Он, и без того светлый, выгорел на палящем солнце, приобретя какой-то особенный оттенок спелой пшеницы. Как говорят, пару лет назад этой мостовой ещё не было, и подъём занимал гораздо больше времени и отнимал больше сил. И тем не менее.
— Надо держать темп, — подсказываем мы друг другу, уже чувствуя, что ровного дыхания надолго не хватит.
Внизу слева вьётся ниткой другая дорога. Рядом как будто кто-то рассыпал небольшую пригоршню чёрного риса — это стадо овец пасётся на склоне. Пока ещё в палитре художника, который принялся бы писать пейзаж этих гор, должна присутствовать капля зелёной краски, трава не выгорела окончательно. Но пройдёт еще пара недель, и эти склоны станут куда менее живописными. Хотя, возможно, вечерами, на закате, тут может быть по-настоящему красиво. Царь Ирод, каким бы он ни был человеком, вероятно, не был чужд эстетических наслаждений.
— Главное… Держать… Темп… — на полпути к вершине желание что-то говорить пропадает совсем. Проскакивает мысль: «Ну, вымостили дорогу — молодцы. Но могли бы тогда уж и скамейки поставить, чтобы народ мог присесть отдохнуть! А то ж…» Последний поворот дороги опоясывает гору со стороны Мёртвого моря. С этого склона его видно гораздо лучше. Но вата раскаленного воздуха сглаживает границу моря и неба, и понять, где заканчивается одно, а начинается другое, невозможно — серо-голубая дымка заливает горизонт.
Где-то внизу, в ущелье, видны отверстия пещер в склонах гор. Может быть, они давали приют пастухам, которые две тысячи лет назад так же, как и сейчас, бродили вслед за своими стадами по этим склонам. Или в них прятались от непогоды римские воины, когда после смерти Ирода Антипы империя захватывала здешние земли, и неприступный замок всё же был взят. А может, где-то тут совершали свой подвиг первые пустынники — суровые смельчаки, решившие пойти по стопам «величайшего из рождённых женами». Как у них это получилось?
— Главное — держать… Главное…
От крепости ничего почти не осталось. Сохранились лишь руины фундамента, несколько заваленных углублений — возможно, на месте входов в помещения на нижнем этаже — да вот эти две колонны, которые явно реконструированы заново.
Почти посередине площадки на вершине (кстати, не такой уж большой замок был, как оказывается) каким-то несуразным диссонансом белеет прямоугольник, выложенный современными плитами. И посередине — обложенная теми же плитами прямоугольная яма. Здесь, как утверждают экскурсоводы, и находилась темница Иоанна Крестителя. Ни таблички, ни креста, ничего.
Заглядываем туда. Каменный «мешок», этакий зиндан, наполовину засыпанный битым камнем и мусором.
Предтече Спасов Иоанне, здесь или не здесь ты завершил свой жизненный путь — моли Бога о нас.
0 комментариев