Иордания христианская. Гора Нево
Местные гиды называют это место «гора Нéбо» — с ударением на первый слог. Монумент Моисея, The Memorial of Moses, считается самым посещаемым паломниками местом в Иордании, и в этом есть большая доля правды. Потому что паломничества сюда совершают не только христиане, но и иудеи, воздающие почитание великому пророку. Многие из них считают своим долгом повторить тот путь, которым почти три с половиной тысячи лет тому назад их предки вошли в Землю Обетованную, завершив сорокалетние скитания в пустыне.
Отсюда пятьдесят километров по шоссе до столицы, Аммана. И сорок шесть по прямой — до Иерусалима. Пророку Моисею хорошо были видны Мёртвое море и западный берег Иордана — та земля, которую Бог обещал Своему народу и которую Моисей увидел только издали, отсюда, с вершины горы Нево.
Сосновая роща, дорожка в гору к вершине холма, довольно многочисленные группы туристов. Паломников – хоть христиан, хоть иудеев — их обычно везде сразу видно. Здесь таких нет; в прозрачной тени невысоких деревьев неспешно прогуливаются типичные западные туристы — пожилые мужчины и женщины плюс несколько хрестоматийных японцев с фотоаппаратами.
На полпути к вершине — памятный знак, установленный в год 2000-летия Рождества Христова, с именами жертвователей. Среди них много русских фамилий на кириллице; ни одна из них не знакома. Есть просто имена: Оксана, Мария. На памятном знаке выбит герб францисканцев — две скрещенные руки со стигматами на фоне креста. С 30-х годов прошлого века эта земля принадлежит общине ордена святого Франциска, но никаких признаков монашеской жизни не заметно. Туристы бродят по мемориалу сами по себе.
Нам не везёт: древний храм, возведённый на вершине горы еще в IVстолетии и перестроенный в XX веке, закрыт на ремонт. На улице под стилизованным бедуинским шатром можно увидеть храмовые мозаики, собранные археологами в здешних местах. Все они какого-то красноватого оттенка; каменные породы в Иордании насыщены железом, особенно заметно это станет в Петре. Никаких особых, музейных условий хранения; мозаики фактически живут под открытым небом.
Неожиданно разговор заходит о быте бедуинов (наверное, из-за чёрных пологов, которыми накрыт шатёр).
— А как они спасаются от скорпионов?
Самер, наш гид, потихоньку вырывает из края полога кусочек шерсти:
— Это сделано из верблюжьей шерсти, видите? У неё такой особенный запах или что-то такое, что отпугивает скорпионов.
Позднее, в пустыне Вади-Рам, когда мы посетим настоящие бедуинские становища, этот факт не раз вспомнится. Научный это факт или достояние фольклора, но ни одного крупного скорпиона мы не увидим. А на маленьких, размерами с муравья, здесь никто особо внимания не обращает по причине их относительной безвредности.
На смотровой площадке людно. Пожилой экскурсовод рассказывает своим подопечным, где находились наиболее памятные библейские места и куда смотрел пророк Моисей, стоя на этой вершине:
— Dead Sea… Jordan River… Promised Land…
Шляпы, платки и бейсболки послушно поворачиваются вслед за его рукой; туда же направляются камеры мобильных телефонов: снимают все и всё. Напоследок — групповое фото на фоне «жезла Моисея», жутковатой скульптуры, стоящей рядом со смотровой площадкой.
Когда-то очень давно долина Иордана выглядела иначе, река была полноводной и сильной. Можно представить, что испытывали измученные десятилетиями скитаний сыны Израиля, когда увидели эти земли и услышали от своего вождя, что им, родившимся и выросшим в пустыне, предначертано Богом стать хозяевами этих цветущих земель.
Факт-открытие: в древности Иордан был настолько полноводной рекой, что несколько храмов, построенных в первые века христианства на месте Крещения Спасителя, были разрушены из-за сезонных паводков.
0 комментариев